Проблемы в мясном животноводстве Казахстана

Разделение КРС на первую и вторую категории сильно тормозит развитие мясного животноводства в Казахстане

Развитие мясного животноводства в Казахстане существенно тормозит существующее разделение крупного рогатого скота на первую и вторую категории.

Как отмечает в беседе с собкором издания «КазахЗерно.kz» генеральный директор ТОО «Шалабай» (Восточно-Казахстанская область) Куаныш Сулейменов, оно установлено Законом РК «О племенном животноводстве» от 9 июля 1998 года и Правилами присвоения статуса племенной продукции (материала) согласно Приказу министра сельского хозяйства РК от 11 декабря 2015 года.

И означает, что племенной КРС первой категории должен по своим племенным и продуктивным качествам превосходить скот второй категории.

При этом важным условием проявления различий в уровне данных селекционных признаков является наличие достаточного объема массива племенных животных и широкий диапазон изменчивости селекционных признаков.

Вместе с тем, имеется ряд ограничений, нивелирующих проявление таких признаков для использования их в качестве критериев качества.

Так, массив племенных животных, в частности, мясных пород составляет только 6,36% от общего поголовья КРС.

А удельный вес племенных животных в разрезе мясных пород еще меньше - от 0,01% (галловейская, лимузин) до 3,62% казахской белоголовой породы.

Имеют место низкий генетический потенциал, отчего диапазон изменчивости селекционных признаков по величине их проявления незначителен. А также мелкотоварность производства, при которой в многочисленных небольших крестьянских хозяйствах содержится небольшое число скота, тогда как разведением племенных животных казахской белоголовой породы занимаются свыше 10000 хозяйств, которые в среднем имеют по 14,5 голов.

Приводимый в правилах присвоения (приостановления, отмены) статуса племенной продукции (материала), утвержденной министром СХ РК от 11 декабря 2015 года перечень критериев для градации скота на две категории содержит обязательным условием наличие достоверных сведений об его родословной, одной его генетической экспертизы недостаточно.

В отношении скота, привезенного в Казахстан из дальнего зарубежья, это требование легко выполнимо: там традициям ведения родословной на крупный рогатый скот много десятков лет. У нас же в республике аналогичных данных, к примеру, по племенному скоту казахской белоголовой породы почти нет.

С одной стороны указанные требования и критерии актуальны и прогрессивны, с другой - они обращены в будущее. Ситуация усугубляется еще и тем, что завершается 2016 год, а в связи с существующей проблемой по ДНК-типированию, определяющему достоверность происхождения по отцу хозяйства, не регистрируют бычков текущего года рождения.

Это означает, что организация воспроизводства стада племенного мясного скотоводства окажется в критической ситуации, так как в новом случном сезоне не будет племенных быков-производителей первой категории для использования их в племенных стадах первой и второй категории.

Данные критерии и требования в настоящее время не могут быть материализованы и учитываться в качестве инструмента субсидирования племенного мясного скотоводства, в силу чего логичной стала бы отмена деления скота на первую и вторую категории.

Есть и другие проблемы в развитии племенного животноводства. Необходимо снятие запрета на реализацию племенного молодняка из ВКО в другие области республики, связанные с ящуром.

В Законе РК «О племенном животноводстве» указано, что чистопородное животное - то, которое имеет не менее 15/16 доли крови по одной породе. Получается, что разовое прилитие крови герефордам на породу акбас в трех поколениях не будет считаться первой категорией.

В связи с этим надо решить данный вопрос с трактовкой, позволяющей проводить разовое прилитие крови герефордов заводчикам казахской белоголовой породы скота с согласованием вопроса с республиканской палатой акбас. И с обязательным присвоением им статуса первой категории.

Другая проблема: введение обязательного ДНК-анализа по КРС необходимо, но пути его решения и цены лабораторий все еще недоступны рядовым хозяйствам.

Этот вопрос нуждается в более детальном изучении и отсрочки в реализации.

И последнее: отмена субсидии погектарно имеет свою правильную сторону. Но при этом не учтено субсидирование кормопроизводства, а также погектарное субсидирование выращивания многолетних трав.

Подготовил Виктор Крыгин

Источник